13.03.2020

Краудфандинг в Беларуси

Автор: BG Finance
Краудфандинг в Беларуси

Под термином «краудфандинг» сегодня подразумевается сотрудничество людей, объединяющих свои финансовые средства или прочие ресурсы с целью оказать поддержку каким-либо проектам. Деньги могут собираться с разными целями: финансирование коммерческого или благотворительного проекта, поддержка спортивных команд, помощь беженцам и малоимущим и т.п. Можно определить несколько моделей, по которым осуществляется краудфандинг в Беларуси:

  • С целью получения прибыли;
  • Краудинвестинг;
  • Благотворительный и социальный краудфандинг.

Предположим, какой-либо начинающий предприниматель желает продвинуть собственную перспективную идею по открытию малого бизнеса, но его собственных средств на раскрутку такого дела недостаточно. Тогда он может обратиться к краудфандинговым площадкам, разместить на них данные о задуманном проекте. Лица, которые заинтересуются этим проектом, смогут оказать предпринимателю финансовую поддержку. Причём такие вложения приносят прибыль и самим вкладчикам, а также они получают прочие бонусы от предпринимателя.

Краудинвестинг предполагает финансирование стартапов путём выкупа доли компании. Если молодой бизнес пойдёт в гору, то его соучредители-инвесторы будут получать неплохие дивиденды. Однако, если проект окажется неудачным, то инвестор рискует потерять все вложенные средства.

На благотворительных и социальных площадках средства собирают для различных некоммерческих нужд. Такие вложение не предполагают получения прибыли. Именно такой краудфандинг Беларусь развивает активнее всего.

Развитие краудфандинга в Беларуси

Развитие краудфандинга в Беларуси

Дальнейшее успешное функционирование краудфандинговых платформ в Беларуси эксперты связывают в большей мере с адаптацией законодательства. Нынешние нормы и принципы регулирования обуславливают ограниченность проектов, которые могут быть профинансированы с помощью краудфандинга. Так, в качестве спонсора или инвестора не могут выступать юридические лица. Существуют определённые сложности с привлечением вложений от иностранных граждан, что затрудняет вывод белорусских идей на другие рынки. Тем не менее нельзя сказать, что краудфандинг не развивается. Напротив, в последние годы в этой сфере царит оживление, особенно в отношении социальных проектов. Например, на платформе  Ulej.by. Она начала работу в 2015 году, и к сегодняшнему дню собрала примерно 500 млн. руб. 44% проектов, которые были размещены на этом ресурсе, уже реализованы. Предпочтение отдаётся проектам, бюджет которых не превышает $5000, а такие чаще всего встречаются среди социальных, музыкальны х, литературных проектов.

Эксперты отмечают, что сложность получения иностранных инвестиций путём краудфандинговых сборов связана в первую очередь с необходимостью выплачивать подоходный налог с таких поступлений. Теоретически никому не запрещается привлекать иностранных вкладчиков, но для постоянного жителя Беларуси такие поступления рассматриваются как облагаемый налогом доход.

Ещё одной успешной краудфандинговой платформой является Talaka.by, стартовавшая в 2013 году. Из размещённых на ней 100 проектов 27 уже воплотились в реальность. В течение последних четырёх месяцев были собраны средства от 537 участников на 8 проектов, общей суммой 174 млн. рублей.

Можно сказать, что при определённом интересе государства и при плодотворной работе с законодательными нормами, белорусский краудфандинг может иметь большое будущее. Возможно, успехи, которые заметны в финансировании социальных проектов, скоро можно будет наблюдать и в сфере поддержки стартапов и прочих коммерческих идей.