11.08.2019

Оценка и продвижение стартапа

Автор: BG Finance
Оценка и продвижение стартапа

С таким понятием, как оценка стартапа, придётся столкнуться абсолютно любому стартаперу. Сложность этой процедуры определяется отсутствием у молодой компании достаточно длинной истории операций, на основании которой можно было бы провести какой-либо анализ деятельности и составить прогнозы. Поэтому оценка стартапа проводится по иным принципам, суть которых выражается в соотношении вероятных доходов и возможных рисков.

Методы оценки стартапа

Рассматривая методы оценки стартапа, можно сделать вывод, что провести его можно по следующему алгоритму:

  • Самостоятельная оценка

Этот этап заключается в оценке трёх основных параметров стартапа – активов, команды и составных частей будущего дохода.

Что касается активов, то в качестве них можно рассматривать программное обеспечение, принадлежащее стартапу, выпускаемый продукт, поступающие средства, имеющиеся патенты, клиентскую и партнёрскую базу. Активы стартапа не всегда являются ценными с точки зрения рынка, но путём их сравнения осуществляется оценка стоимости стартапа в сравнении с прочими проектами.

Для определения дохода необходимо вычислить показатели KPI. Оценить стоимость стартапа помогут темпы расширения клиентского круга, показатели эффективности работы с ними, статистика по дням, количество рефералов.

Если перед вами поставлена задача – оцени стартап, не забудьте учесть команду проекта, её профессионализм, опытность, способность эффективно работать.

  • Выбрать методы оценки стартапа в соответствии с применяемой бизнес-моделью

Для каждого типа проекта существуют свои методы оценки стартапа. Также при выборе того или иного способа стоит ориентироваться на то, приносит ли проект доход или нет. Если дохода пока нет, то при оценке допустимо применение метода Беркуса, суммирования рисков, метод скоринга и пр.

Как оценить стоимость стартапа, если он уже приносит доход? В этом случае проводится оценка стартапа венчурным методом. Он применяется при инвестиционном анализе уже состоявшихся компаний.

  • Реверсивный факторинг

На данном этапе необходимо соотнести оценочную стоимость проекта с итогами постинвестиционной оценки стоимости. Научиться понимать различие между этими понятиями необходимо до вступления в переговоры с инвесторами. Предварительной называется оценка, которая проводится до того, как в стартап будут вложены средства. Данные этой оценки можно считать исходной позицией стартапа. Нужно иметь в виду, что результаты предварительной оценки не являются абсолютными.

Постинвестиционной называется оценка, которая формируется после внесения в компанию денег инвесторов. Это уже не предполагаемый параметр, а данные конкретного расчёта. Важность этих данных трудно переоценить. На их основании определяется текущая стоимость проекта сразу же  после инвестирования, а она, в свою очередь, отражается на цене акций. Также постинвестиционная оценка, выполненная сразу же после инвестирования, влияет на расчёт последующих подобных оценок. При положительном развитии компании уровень оценки будет расти за счёт инвестирования. Если же движение цен на акции будет горизонтальным или направленным вниз, это будет показателем негативных процессов в развитии фирмы.

Когда определяется стоимость стартапа?

Когда определяется стоимость стартапа

Оценка проекта – обязательный этап для любого стартапа. Необходимость в ней возникает в самых разных ситуациях. Чаще всего с этой процедурой стартаперы сталкиваются в следующих обстоятельствах:

  • Привлечение инвесторов. Оценка эффективности стартапа – важнейшее условие сотрудничества с потенциальными инвесторами. Если бизнес-план не содержит этого раздела, то вероятность получения проектом финансовых вливаний равна нулю. Более того, результаты оценки должны демонстрировать высокую перспективность стартапа.
  • Продажа бизнеса. Для того чтобы что-то удачно продать, нужно знать, сколько это может стоить. Поэтому оценка эффективности стартапа – неотъемлемый этап его подготовки к продаже.
  • Уплата налогов. В области налогообложения стартапов существуют свои нюансы и парадоксы. Так, по данным оценки стоимости проект вынужден выплачивать высокие налоги, хотя при этом он может быть убыточным. Тем не менее налогообложение тоже основывается на данные оценки стоимости.

Если обобщить суть подобной оценки, то можно сказать, что она проводится для того, чтобы определить, сколько проект стоит на данный момент, основываясь на прогнозы, сделанные основателями и инвесторами. В каком-то плане это попытка понять, насколько ценна компания, если исходить из возможностей, которые у неё имеются сегодня. Несмотря на неоднозначность этого параметра и невозможность определить его в абсолютном выражении, для стартапа он остаётся одним из наиболее важных и определяющих все перспективы его дальнейшего развития.

Продвижение стартапа

Продвижение стартапа

В основу любого стартапа должна быть положена оригинальная идея. Создать такую идею могут многие предприниматели. А вот найти средства для её воплощения в реальность удаётся далеко не всем. В том случае, когда привлечение солидных инвесторов не представляется возможным необходимо осуществлять продвижение стартапа иными средствами, для которых крупные финансовые вливания не требуются.

Запуск бизнеса со скромным стартовым капиталом получил особое обозначение. Его принято назвать bootstrapping. Этот же термин применим к ситуациям, когда работа над проектом осуществляется исключительно на энтузиазме команды, а не за счёт финансовой поддержки спонсоров. В этом случае речь о заработной плате или получении дохода не идёт, все усилия направляются на эффективное развитие проекта. Процесс продвигается медленно, зато при таком раскладе концепция проекта не подвергается ненужным изменениям и оказывается защищённой от постороннего вмешательства.

Примеры удачного выхода бизнеса на большой рынок без крупного капитала существуют. В этом случае ставка делается на исключительный профессионализм и опыт создателей стартапа. Существует несколько основных стратегий, которых можно придерживаться, чтобы успешно осуществлять продвижение стартапа.

  • Анализируйте рынок

Абсолютно для любого проекта будет полезно подробное и тщательное изучение рынка. Перед запуском дела нужно определить, насколько потребители заинтересованы или нуждаются в конкретном продукте. Выяснить это проще всего путём прямого обращения к потенциальным клиентам. Продвижение стартапа будет происходить эффективнее, если перед началом непосредственных работ в этом направлении провести ряд исследований на темы:

— цели использования проекта;

— желаемые характеристики;

— готовность платить за продукт.

Ответы на эти и другие вопросы составляют суть изучения рынка с целью определения удачной ниши для продукта. В результате такого изучения можно достаточно точно определить, стоит ли работа над проектом в нынешнем его виде тех результатов, которые она принесёт. Исследования покажут, в каком направлении имеет смысл прилагать усилия, куда целесообразно вложить имеющиеся средства, каким образом лучше организовать рекламную кампанию и ка раскрутить стартап. Анализ рынка требуется для определения перспективного направления развития бренда и тех областей, финансирование которых пока можно отложить.

  • Повышайте эффективность

Раскрутка стартапа должна быть завязана на повышении его эффективности. Для достижения этой цели также потребуются маркетинговые тесты. Они необязательно должны быть крупномасштабными, но принимать во внимание необходимо все полученные результаты. Например при создании интернет-ресурса начинать следует с основных наиважнейших функций, но всегда оставлять возможность для добавления прочих опций. Впоследствии это позволит свести к минимуму выполнение рутинных работ.

  • Создайте маленькую, но сильную команду

Некоторые предприниматели считают, что для бизнеса большая команда специалистов является важнейшей необходимостью. Ведь чем больше людей работает над проектом, тем больше в него вкладывается усилий, опыта, знаний. Однако практический опыт говорит о том, что расходы проекта растут пропорционально увеличению команды, которая над ним работает. Большой коллектив требует немалого финансирования. Порой этот пункт растрат занимает первую строчку в смете стартапа. Поэтому если вы ограничены в средствах, целесообразно набрать только самых необходимых специалистов. Принимать решение о расширении штата можно только после того, как ваше дело начнёт приносить прибыль. Но даже на этом этапе мудрее и выгоднее обсудить с имеющимися сотрудниками возможность расширения круга из обязанностей с увеличением оплаты. Это обойдётся гораздо дешевле, чем найм новых специалистов.

Если перед вами стоит вопрос, как продвигать стартап без денег, то вам стоит рассмотреть возможность сотрудничества не с именитыми профессионалами, а с перспективными молодыми сотрудниками. Выгодным вариантом в данном случае может оказаться приглашение на работу студентов последних курсов или начинающих специалистов. Часто такие сотрудники не требуют высокой оплаты своего труда и готовы работать ради опыта. Кто-то считает, что такая команда непременно принесёт какие-либо неудобства. Иногда молодые сотрудники оказываются даже более инициативными и увлечёнными делом, чем опытные специалисты. Также от молодёжи моно ожидать нестандартных подходов к решению тривиальных задач, так как их идеями не мешает многолетний опыт. Недорогие рабочие единицы жизненно необходимы стартапу, развивающемуся без финансовой поддержки.

  • Используйте краудсорсинг

Понятие краудсорсинга предполагает, что часть работы вы будете делегировать наёмным рабочим, не входящим в постоянный штат компании. Речь идёт о фрилансерах, среди которых целесообразно устраивать конкурсы, своего рода тендеры, на выполнение тех или иных видов работ. Это позволяет достаточно качественно решать поставленные задачи с минимальными затратами. Этот малобюджетный способ поможет своевременно и успешно справляться с большим объёмом работ.

Однако краудсорсинг не всегда может быть приемлемым способом, как продвинуть стартап. Наиболее высоких результатов он позволяет достичь в следующих областях:

— разработка интернет-ресурсов, создание логотипов и решение прочих задач творческого характера, которые можно выполнять удалённо;

— поиск людей в социальных проектах;

— проведение опросов, дебатов и т.п.

На сегодняшний день функционирует довольно много платформ, на которых можно найти специалиста-фрилансера для выполнения конкретной задачи. Для тех, кто думает, как продвинуть стартап, этот метод привлекателен своей ориентированностью на результат и снижение затрат.

  • Используйте удалённых сотрудников

Сэкономит можно, если нанимать на работу удалённых сотрудников, например, для разработки дизайна сайта или создания текстов для его продвижения. Однако осуществлять контроль над работой удалённых сотрудников гораздо сложнее, а это в разы повышает риски, связанные с невыполнением конкретных задач. Но если искать таких работников на проверенных ресурсах, то их репутацию вполне можно проверить.

  • Экономьте на маркетинге

В решении задачи, как продвигать стартап, не обойтись без маркетинговой кампании. Но на заказ полноценной маркетинг-группы у начинающего предпринимателя может не оказаться средств. Поэтому необходимо выделить в этой работе основные и вспомогательные элементы. Основные доверить специалистам, а выполнением вспомогательных заняться самостоятельно. Например, нанять журналистов для создания пресс-релизов, но связаться с ними лично, а не через агентство. Для решения подобных задач также есть специальные ресурсы.

  • Не забудьте про социальные сети

Дешёвый и доступный способ раскрутки – это социальные сети. В них уже собрана необходимая вам аудитория, нужно только начать эффективно с ней работать. Игнорировать этот канал связи нельзя.

Примерно так может выглядеть план раскрутки проекта на начальном этапе в условиях дефицита средств. Предложенные инструменты при грамотном использовании продемонстрируют достаточную эффективность. Они могут быть с успехом использованы и при благополучной финансовой ситуации.